ВОЙНА ?! НЕТ !
Среда, 08.05.2024, 04:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 6272

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Перевести эту страницу

Максимилиановский армет

В начале XVI века в Германии императором Максимилианом I была введена мода на доспехи с рифлёными поверхностями - так называемые максимилиановские доспехи. Доспехи эти представляли собой синтез готической и миланской брони, где из первой бралось рифление поверхностей. а из второй - общая форма доспехов. Шлем, естественно, тоже был продуктом такого синтеза - это армет итальянского фасона, но с гофрированием купола и других частей.
Одной из наиболее примечательных особенностей, бросающихся в глаза, является забрало, имевшее следующие формы:
«гармошкой» (англ. bellows-visor) — ребристое забрало из горизонтальных рёбер и щелей;
«воробьиный клюв» (англ. sparrow beak) — классическая остроносая форма забрала, имевшая широкое распространение на протяжении двух столетий — в XV—XVI века:
классическая конструкция с одинарным забралом;
конструкция появившаяся в 20 годы XVI века, в которой «клюв» делится на верхнее и нижнее забрало, так что можно откинуть вверх верхнее забрало («разинуть клюв») улучшив обзор, при опущеном нижнем забрале (естественно такое забрало встречалось лишь у поздних арметов)
«обезьянье лицо» (англ. monkey-face), оно же «моськин нос» (англ. pug-nose) — имеющее ниже зрительных щелей выступающую часть забрала с широкими вертикальными прорезями, похожую на решётку;
«гротескное» (англ. grotesque) — забрало, представляющую собой гротескную маску виде человеческого лица или морды зверя.

Файл:Zbroja 1514.JPG
Максимилиановская броня 1514 года из Музея войска польского, Варшава. На шлеме спереди - гротескное забрало. На заднем плане арметы с забралами "гармошка" и "обезьянья морда".
Сам шлем имел рифление и ребро жёсткости в виде невысокого гребня. Что касается его конструкции, то имелось четыре варианта защиты нижней части лица:
с нижним забралом, откидывающимся вверх подобно верхнему, и нередко закреплённого на том же шарнире что и верхнее забрало;
с нижним забралом, которое не крепилось на шарнире, а просто пристёгивалось спереди;
с вариантами исполнения нижнего забрала как в арметах XV века первого и второго типа (описанных выше).
Файл:Complimentarius - Bremen - 16th century.jpg 
Максимиллиановский армет с забралом-гармошкой. Музей в Бремене.
Из них в Германии наибольшей популярностью пользовались вариант с откидывающимся нижним забралом и несколько меньшей популярностью армет второго типа, в то время как в Италии были популярны в первую очередь арметы первого типа. Кроме того вариант с откидывающимся наподбородником не нуждался в ронделе, торчащем подобно гвоздю с огромной шляпкой из затылка, и предназначенным для защиты от перерубания ударом по затылку ремня, стягивающего вместе нижнюю часть шлема (наличие подобных ремней, иногда усиленных подшитой кольчугой, у итальянских доспехов было связано с тем, что в отличие от немцев итальянцы широко использовали кожаные ремни не только для дешёвых доспехов). Что любопытно, арметы первого типа в XV веке итальянцы частенько оснащали дополнительным наподбородником на ремнях.
Защита горла и шеи — горже существовало в двух вариантах:
Фактически состоящий из традиционных наподбородника и назатыльника. В отличие от конструкции XV века, наподбородник не закреплён жёстко на кирасе и смыкается с назатыльником, образуя сплошную латную защиту шеи, под которой находится настоящее горже; так что получалось два подвижных конуса.
Так называемый бургундский, обеспечивающий наилучшую подвижность головы; гибкое горже, состоящее из латных колец, способное наклонятся в любую сторону, на котором закреплён свободно-вращающийся шлем характерным креплением в виде двух полых колец (в виде витых верёвок), свободно скользящих одно в другом.
Файл:Double-visored close helm by Wendelin Boeheim.jpg
Бургундский армет с раздельным верхним забралом, 1547 год. Находится в музее в Иннсбруке. Иллюстрация из книги Вендалена Бехайма.
Файл:Complete Armor for Combat, North Italian, last quarter of 16th century - Worcester Art Museum - IMG 7707.JPG 
Полный боевой доспех, северная Италия, последняя четверть XVI ст. Сейчас находится в музее Ворчестера, США.
Армет XVI века

С отходом моды на максимилиановские доспехи (которые были чрезвычайно трудоёмкими и дорогими в изготовлении) популярной снова стала гладкая броня, которая не кардинально отличалась от миланской внешне. Поэтому армет середины - конца XVI века представляет собой дальнейшую эволюцию миланского армета, направленную тремя путями:

Файл:Henryleegarniture.jpg
Доспешный гарнитур сэра Генри Ли, королевского чемпиона при королеве Елизавете I Тюдор.

Файл:René d'Anjou Livre des tournois France Provence XVe siècle Barthélemy d'Eyck2.jpg
Турнирные арметы для пешего боя из "Турнирной книги" Рене Анжуйского.
Боевой армет. Тут конструкция была направлена на улучшение обзорности и удобство в бою. Такой армет делался по тому же принципу, что и миланские арметы XV века, отличаясь от них формой верхнего забрала, которое закрывало весь подбородок и за счёт прямо расположенных смотровых щелей обеспечивало неплохой обзор даже без его поднятия.
Турнирный армет для копейной сшибки. В Германии такой армет назывался Geschlossener Helm. Тут конструкция была направлена на обеспечение безопасности в штехцойге. С этой целью, так как посадка кавалериста на турнире была с заметным наклоном вперёд - что и предопределило появление шлемов "жабья голова" - турнирные арметы (см. рисунки и фото слева) ковались со смотровыми щелями заметно выше, чем в боевых образцах. В некоторых образцах таких арметов верхнее забрало разделялось на две части, чтобы обеспечить хоть какой-то обзор участнику турнира до непосредственно копейной сшибки. Такой армет входил в состав доспешного гарнитура, в частности в состав гринвичского доспеха, но предназначался исключительно для турниров - для боя его заменяли на бургиньот, обеспечивавший гораздо лучший обзор;

Файл:Scudamorehelmet.jpg
Армет из гринвичского доспеха, сделанный для сэра Джеймса Скудамора
Турнирный армет для пешего боя. Этот шлем представлял собой совершенно особенный тип, сложившийся в результате изменений в турнирах, направленных на уменьшение опасности для участников. Так как в поздне-средневековых турнирах острое боевое оружие было запрещено, бои происходили на тупых турнирных мечах и деревянных булавах, то необходимости в доспехах и шлемах, защищающих от уколов, не было. Поэтому турнирные кирасы для пешего боя делали перфорированными для облегчения и вентиляции, а турнирные шлемы для пешего боя - саллеты и арметы - выполнялись такими, чтобы обеспечить максимальный обзор и удобство. С этой целью турнирный армет для пешего боя ковался с шаровидным куполом, соединённым с задней частью горже, и одним забралом, соединённым с передней частью горже (как у гранд-бацинетов), которое на петлях подымалось вверх. Забрало это делалось с вырезом под защиту лица, представлявшую собой решётку из прутьев, приклёпанных к нему. Такое забрало обеспечивало отличный обзор и защиту от удара деревянной турнирной булавой, но, разумеется, не могло быть использовано ни в копейной сшибке, ни в бою (хота некоторые бургиньоты имеют такие забрала в виде решётки). На иллюстрации из "Турнирной книги" показан именно такой шлем в парадном исполнении, с навершием на специальной шапочке, жёстко крепившейся к шлему, и судя по горностаевому намёту принадлежавший королю.
Армет остался популярным именно как турнирный шлем. Однако смерть короля Генриха II в 1559 г. - удар копья констебля Монтгомери отбросил забрало, и обломок копья смертельно ранил короля в глаз - стала концом популярности шлема на турнирах. На полях сражений армет ещё ранее был вытеснен бургиньотом.

Источники

  • Ewart Oakeshott «European Weapons and Armour. from the Renaissance to the Industrial Revolution» F.S.A. ISBN 0-85115-789-0
  • Царскосельскій музей: с собраніем оружія, принадлежащаго Государю Императору. Издатель А. Бауман, СПб. 1860


 WoSoft.ru - программы для всехМЕТА - Украина. Рейтинг сайтовWoWeb.ru - портал для веб-мастераSeo система рейтинга и статистики сайтов SeoSapAdd to iGoogle

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Посетители

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz