«Амур» — минный транспорт российского флота, заложенный на Балтийском заводе в 1898 и вступивший в строй в 1901. В ходе русско-японской войны прославился активными минными постановками в районе Порт-Артура, результатом которых стало уничтожение японских броненосцев «Хацусэ» и «Ясима» 15 (2) мая 1904 года. Потоплен в Порт-Артуре японской артиллерией 26 ноября 1904.
После русско-японской войны по чертежам «Амура» был построен одноимённый корабль, погибший в 1941. В 1907 минные транспорты российского флота были переклассифицированы в минные заградители.
В 1889 лейтенант В. А. Степанов предложил конструкцию минного заградителя, обеспечивающую постановку до 10 мин в минуту. Для этого использовался особый кормовой минный кран (Т-образный направляющий рельс, подвешенный над низко расположенной, закрытой минной палубой). В 1895 упрощённая система Степанова, без парового привода брашпилей, была использована в проекте будущих «Амура» и «Енисея». Отказ от механизации увеличил команду на 70 человек, для их размещения конструкторы увеличили полубак и устроили полуют, что ухудшило ходовые свойства кораблей. В. А. Степанов впоследствии стал командиром «Енисея» и погиб вместе с ним 11 февраля 1904 года.
«Амур» и однотипный «Енисей» были заложены по программе 1898 года и при жизни классифицировались как минные транспорты. «Амур» спустили на воду в том же году, но из-за серии переделок вступил в строй только в 1901.
История службы (даты по старому стилю)
1901 — вступил в строй флота
1901—1902 — переход на Дальний Восток с полным запасом мин
28 марта 1904 — повреждён о затопленный брандер
1 мая 1904 — под командованием капитана 2-го ранга Ф. Н. Иванова произвёл постановку банки из 50 якорных мин, на которой 2 мая подорвались японские броненосцы «Хацусэ» и «Ясима»
3 июня 1904 — коснулся мели, вышел из строя, поставлен на ремонт
июнь—ноябрь 1904 — из-за недостатка мин использовался как плавбаза
26 ноября 1904 года «Амур» был потоплен в доке артиллерийским огнём. В тот же день погибли «Баян», «Паллада» и «Гиляк»
20 декабря 1904 года «Амур» был взорван экипажем. Корабль достался японцам лежащим в доке в полузатопленном состоянии .
Командиры
22.06.1898 — капитан 2-го ранга Л. Ф. Добротворский
11.10.1900 — капитан 2-го ранга В. Л. Барщ
23.06.1903 — капитан 2-го ранга Г. А Бернатович
18.03.1904 — капитан 2-го ранга Ф. Н. Иванов 6-й
24.08.1904 — 23.05.1905 — капитан 2-го ранга Е. Н. Одинцов 2-й
Старшие офицеры
04.01.1899 — капитан 2-го ранга Н. Д. Болсунов
14.09.1902 — лейтенант (c 01.01.1904 капитан 2-го ранга) Е. Н. Одинцов 2-й
24.08.1904 — капитан 2-го ранга князь А К. Кекуатов 1-й
Литература
В. Я. Крестьянинов. Минные заградители типа «Амур» (1895—1941). — С-Пб.: Издатель 000 ИТД «ЛеКа», 2008. — 92 с.
А. Царьков. Русско-японская война 1904—1905. Боевые действия на море
Развитие минного оружия в русском флоте. Документы. — М.: Военмориздат ВММ СССР, 1951, c. 278—287
Мина — оружие наступательное. Моделист-конструктор, № 4, 1989