Амур (минный транспорт, 1898)
«Амур» — минный транспорт российского флота, заложенный на Балтийском заводе в 1898 и вступивший в строй в 1901. В ходе русско-японской войны прославился активными минными постановками в районе Порт-Артура, результатом которых стало уничтожение японских броненосцев «Хацусэ» и «Ясима» 15 (2) мая 1904 года. Потоплен в Порт-Артуре японской артиллерией 26 ноября 1904.
После русско-японской войны по чертежам «Амура» был построен одноимённый корабль, погибший в 1941. В 1907 минные транспорты российского флота были переклассифицированы в минные заградители.
![Файл:Russian minelayer Amur (1898-1904).jpg](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/bf/Russian_minelayer_Amur_%281898-1904%29.jpg)
Параметры
Водоизмещение2498 т
Длина91.4 / 92.7 м.
Ширина14.9 м
Осадка4,36 м (средняя)
Технические данные
Силовая установка2 ВТР, 6 двойных водотрубных котлов Бельвиля
Винты2
Мощность2500 + 2387 и.л.с.
Скорость17,44 узлов (средняя)
Автономность плавания3600 миль (10 узлов)
Экипаж13 офицеров, 29 унтер-офицеров, 262 матроса
Вооружение
Артиллерия5 х 75/50, 7 х 47/43
Торпедно-минное вооружение450 мин
Проектирование и постройка
В 1889 лейтенант В. А. Степанов предложил конструкцию минного заградителя, обеспечивающую постановку до 10 мин в минуту. Для этого использовался особый кормовой минный кран (Т-образный направляющий рельс, подвешенный над низко расположенной, закрытой минной палубой). В 1895 упрощённая система Степанова, без парового привода брашпилей, была использована в проекте будущих «Амура» и «Енисея». Отказ от механизации увеличил команду на 70 человек, для их размещения конструкторы увеличили полубак и устроили полуют, что ухудшило ходовые свойства кораблей. В. А. Степанов впоследствии стал командиром «Енисея» и погиб вместе с ним 11 февраля 1904 года.
«Амур» и однотипный «Енисей» были заложены по программе 1898 года и при жизни классифицировались как минные транспорты. «Амур» спустили на воду в том же году, но из-за серии переделок вступил в строй только в 1901.
История службы (даты по старому стилю)
1901 — вступил в строй флота
1901—1902 — переход на Дальний Восток с полным запасом мин
28 марта 1904 — повреждён о затопленный брандер
1 мая 1904 — под командованием капитана 2-го ранга Ф. Н. Иванова произвёл постановку банки из 50 якорных мин, на которой 2 мая подорвались японские броненосцы «Хацусэ» и «Ясима»
3 июня 1904 — коснулся мели, вышел из строя, поставлен на ремонт
июнь—ноябрь 1904 — из-за недостатка мин использовался как плавбаза
26 ноября 1904 года «Амур» был потоплен в доке артиллерийским огнём. В тот же день погибли «Баян», «Паллада» и «Гиляк»
20 декабря 1904 года «Амур» был взорван экипажем. Корабль достался японцам лежащим в доке в полузатопленном состоянии .
Командиры
22.06.1898 — капитан 2-го ранга Л. Ф. Добротворский
11.10.1900 — капитан 2-го ранга В. Л. Барщ
23.06.1903 — капитан 2-го ранга Г. А Бернатович
18.03.1904 — капитан 2-го ранга Ф. Н. Иванов 6-й
24.08.1904 — 23.05.1905 — капитан 2-го ранга Е. Н. Одинцов 2-й
Старшие офицеры
04.01.1899 — капитан 2-го ранга Н. Д. Болсунов
14.09.1902 — лейтенант (c 01.01.1904 капитан 2-го ранга) Е. Н. Одинцов 2-й
24.08.1904 — капитан 2-го ранга князь А К. Кекуатов 1-й
Литература
- В. Я. Крестьянинов. Минные заградители типа «Амур» (1895—1941). — С-Пб.: Издатель 000 ИТД «ЛеКа», 2008. — 92 с.
- А. Царьков. Русско-японская война 1904—1905. Боевые действия на море
- Развитие минного оружия в русском флоте. Документы. — М.: Военмориздат ВММ СССР, 1951, c. 278—287
- Мина — оружие наступательное. Моделист-конструктор, № 4, 1989
![WoSoft.ru - программы для всех](http://www.wosoft.ru/img/wosoft.gif)
![МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов](http://stat24.meta.ua/img/counter/17.gif)
![WoWeb.ru - портал для веб-мастера](http://www.woweb.ru/img/woweb.gif)
![Add to iGoogle](http://buttons.googlesyndication.com/fusion/add.gif)
![Поделиться ссылкой в FaceBook](http://centavrus-opti.ru/wp-content/themes/Vch54ti/images/facebook.gif)