Airbus A310 (Эрбас А310) — малый широкофюзеляжный средне- дальнемагистральный пассажирскийсамолёт. Наряду с Боингом 767—200 является самым маленьким широкофюзеляжным самолётом в мире. В середине 1975 г. Airbus приступил к разработке проекта самолёта А300 В10, представлявшего собой вариант А300 В4 с укороченным фюзеляжем. Крыло фирмы ВАе уменьшенного размаха и горизонтальное оперение были новыми. Три года спустя, программа получила обозначение А310, и ей дали официальный старт, предложив авиакомпаниям два варианта: А310-100 с дальностью полёта 3 700 км, к которому практически никто не проявил интереса, и A310-200 с дальностью полёта 5 500 км, ставший исходной моделью.
Модификации
Airbus A310-300F Emirates SkyCargo
Первый полёт опытного самолёта A310-200 с двигателями Pratt & Whitney JT9D-7R4 состоялся 3 апреля 1982 г., а первый полёт самолёта с двигателями General Electric CF6-80A — в августе 1982 г. В марте 1983 г. была завершена сертификация во Франции и ФРГ, в январе 1984 г. — в Великобритании, а в феврале 1985 г. — в США. В апреле 1983 г. первые компании — Lufthansa и Swissair — начали эксплуатацию A310-200. Весной 1986 г. конструкцию A310-200 усовершенствовали. На основе пассажирского самолёта разработали и грузопассажирский вариант A310-200С, оснащённый боковой грузовой дверью и рассчитанный на перевозку грузов массой до 40 300 кг, и грузовой самолёт A310-200 °F с «полезной нагрузкой» 43 000 кг.
Но основным вариантом, проектные работы по которому начались в 1982 г., стал самолёт A310-300, предназначенный для эксплуатации на маршрутах большей протяжённости, чем A310-200. Официально разработка машины началась в марте 1983 г. после начала поставок A310-200. Первый полёт опытного A310-300 состоялся 8 июля 1985 г. Сертификация завершилась в декабре 1985 г., и в этом же месяце швейцарская авиакомпания Swissair получила свой первый самолёт.
24 января 1990 года Международное коммерческое управление гражданской авиации СССР и компания Airbus Industry подписали договор о лизинге пяти лайнеров A-310 для Аэрофлота. К моменту поступления самолетов в парк авиакомпании СССР распался, и A-310 не суждено было стать первым с 50-х годов зарубежным лайнером, эксплуатирующимся в советском ГВФ. В октябре 1991 г. A310-300 сертифицировал «Авиарегистр» РФ, в результате чего он получил право на эксплуатацию в российских авиакомпаниях. В настоящее время единственным российским эксплуатантом этого типа самолета является авиакомпания S7 («Сибирь»), которая планирует вывести все свои A-310 из эксплуатации до конца 2010 года.
Несколько самолётов A310-200 и A310-300 использовали ВВС ряда стран (Канада, ФРГ, Франция и Таиланд) для перевозки высокопоставленных лиц, а также в качестве военно-транспортных. В 1995 г. один A310-300 переоборудовали в транспортный самолёт-заправщик MRTT. Он может перевозить различные грузы военного назначения, а также дополнительное топливо массой 28 000 кг для заправки одного-двух самолётов в полёте. A310-300 выпускали серийно с 1985 г. Всего к началу 1997 г. было продано 176 самолётов данной модификации. Общее число проданных A310 к середине 1997 г. составляло 261, в эксплуатации находилось 249 машин. В 2005 г. авиакомпании мира эксплуатировали 200 самолётов A310. Общее число поставленных Airbus самолётов A310 составляет 255, из которых к середине 2009 года в эксплуатации осталось около 190 машин, в том числе 90 в грузовых модификациях. К настоящему моменту все находившиеся в эксплуатации лайнеры А310 выполнили свыше четырёх миллионов полётов общей продолжительностью около 10,5 миллионов лётных часов. Официально производство А310 (как и A300) было завершено в 2007 году. Фактически серийный выпуск был прекращен в 1993, а последний самолет был поставлен заказчику в 1998 году.
Airbus A310-200/-300
Силовая установка
Два турбовентиляторных двигателя с тягой от 230 кН до 260 кН
Дальность с 218 пассажирами и багажом, двигателями PW4152
9175 километров
Размах крыла
43,89 метра
Площадь крыла
219 м2
Взлётная дистанция
2225 метров
Длина
46,66 метров
Высота
15,80 метров
Число мест
205 — 280
Дальность полета
6670 - 9600 км
Взлётная масса
150 - 164 тонн
Макс. высота полёта
12100 метров
Бизнес-класс
в зависимости от компоновки
Крейсерская скорость
860 км/ч
Катастрофы
По состоянию на 1 июля 2009 года было потеряно 10 самолётов типа A310
Дата
Бортовой номер
Место катастрофы
Жертвы
Краткое описание
31.07.92
HS-TID
около Катманду
113/113
Сбился с курса из-за непонимания между диспетчерами и экипажем
23.03.94
F-OGQS
у Междуреченска
75/75
КВС посадил за штурвал своего сына, который случайно отключил автопилот
31.03.95
YR-LCC
Балотешти
60/60
КВС не управлял самолётом при отключённом автопилоте
11.12.98
HS-TIA
Таиланд
101/146
Разбился, заходя на посадку в штормовую погоду
30.01.00
5Y-BEN
Абиджан
169/179
Упал в море вскоре после взлёта из-за ошибок экипажа
12.07.00
D-AHLB
Швехат
0/151
Заклинило шасси, совершил аварийную посадку в поле
09.07.06
F-OGYP
Иркутск
125/203
После посадки левый двигатель вместо реверса случайно переведен на прямую тягу, самолет выкатился за пределы ВПП и загорелся.
12.03.07
S2-ADE
Дубаи
0/236
Прерванный взлёт, самолёт остановился в конце ВПП, подломилась носовая стойка шасси.
10.06.08
ST-ATN
Хартум
30/214
Разбился и сгорел при посадке
30.06.09
7O-ADJ
Коморские Острова
152/153
Разбился при заходе на посадку из-за ошибки пилотов