ВОЙНА ?! НЕТ !
Вторник, 27.06.2017, 03:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Наш опрос
Разведка какой страны, на Ваш взгляд, работает наиболее эффективно ?
Всего ответов: 5725

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

 Ю.Н.Адашкевич
 
 АГЕНТУРНЫЙ МЕТОД В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ЗАРУБЕЖНЫХ
 СТРАНАХ

 "Цель и средство любого эффективного ответа на угрозу организован-
ной преступности - информация". Это мнение американских криминологов
Д.Герберта и Х.Тритта (D.Herbert, H.Tritt) предельно четко отражает
сущность подхода полицейских и специальных служб наиболее развитых
стран к борьбе с данным явлением. В практической деятельности во гла-
ву угла ставится сбор, накопление, оценка и обработка разведыватель-
ной информации о преступных структурах. "Качественная информация -
ключ к надежной политике и стратегии контроля организованной преступ-
ности" утверждают Дж.Динтино и Ф.Мартенс (J.Dintino, F.Martens).
 В основе такого подхода - четкое понимание того, что основной
объект воздействия правоприменительных сил в этой сфере - криминаль-
ные организации, как единое целое. "Сегодняшняя наша основная цель -
не борьба с отдельными мелкими жуликами, а уничтожение крупных
преступных организаций, подчеркивает директор американского Федераль-
ного бюро расследований Уильям Сешенс (William S. Sessions). "Методом
"обработки конкретного случая",- полагают в Швейцарии,- можно изобли-
чить только отдельных лиц, которые без труда будут заменены в
преступной группе... Органы уголовного преследования, если они хотят
всерьез бороться с организованной преступностью, должны ставить перед
собой следующую главную цель: разгром организации путем изобличения
максимального числа ее членов и в первую очередь главарей. А для это-
го необходима широко задуманная и настойчиво проводимая ... работа по
изучению всего "организма" преступного формирования. ... Традиционный
метод расследования здесь только помешал бы".
 Совместная операция Агентства по борьбе с распространением нарко-
тиков (Drug Enforcement Agency - DEA) и ФБР "Pizza Connection"
("Связь через пиццерию") привела в конечном итоге к широкомасштабным
арестам ведущих представителей международного наркобизнеса. Зарубеж-
ные специалисты, комментируя этот факт, подчеркивают, что успех дела
обеспечили долговременные, тщательно подготовленные мероприятия по
сбору подробных разведывательных данных.
 В отличие от расследования обычного преступления (преступления -
инцидента), когда полиция исходит из ставшего известным факта
нарушения закона, расследование действий криминальных организаций
требует длительного наблюдения, позволяющего выявить цели, методы и
районы их преступной деятельности, структуру и кадровый состав, планы
и замыслы. Конспиративность преступных сообществ, предпринимаемые ими
меры к сокрытию следов противоправных действий, нейтрализации возмож-
ных свидетелей и иных неугодных лиц, проникновение в структуры
власти, использование современных технических средств, создают усло-
вия, в которых поступление в правоохранительный орган полноценной
оперативно значимой информации в состоянии обеспечить только специ-
альные средства и методы негласного расследования: электронный конт-
роль, наружное наблюдение, перлюстрация почтовой корреспонденции и,
наконец, агентура.


 - 2 -

 Остановимся подробней на последнем и проследим как понимают и
оценивают роль агентурного метода западные правоохранительные систе-
мы. Прежде всего отметим тот факт, что законодательная и судебная
власти развитых государств всегда активно поддерживали усилия по ук-
реплению агентурной деятельности, занимающей значительное место в по-
лицейских операциях и акциях специальных служб.
 Верховный Суд США неизменно подчеркивает право полиции на получе-
ние информации посредством осведомителей. "Использование секретных
осведомителей или тайных агентов,- говорится в одном из решений этого
уважаемого органа,- является законной и правильной практикой исполне-
ния закона и оправдано интересами публики". (Laird v. Tatum. 408 U.S.
1 (1972). Знаменитая четвертая поправка к американской конституции не
защищает правонарушителя от того, что лицо, которого он добровольно
посвящает в свои противоправные действия, не разоблачит их.
 Активно используя агентуру в своих расследованиях, органы право-
порядка полагаются также и на традиционные настроения западной об-
щественности. Абсолютное большинство населения, никак не отождествляя
себя с преступным миром или деятельностью иностранных разведок, от-
носится в целом одобрительно или нейтрально к использованию специаль-
ных методов расследования уполномоченными на то органами (полемика
касается в основном определения рамок их применения а также форм
контроля, исключающих возможные злоупотребления). Сказывается также
традиционная законопослушность граждан, довольно высокий уровень об-
щественного правосознания. Имеются и вполне реальные исторические
корни. Так в Британии, еще до создания постоянной полицейской систе-
мы, с начала 18 века действовала система "Do it yourself". Каждый
гражданин мог самостоятельно передать правосудию преступника, расчи-
тывая на часть возвращенного похищенного или иную награду. Врожденное
уважение к закону большинства граждан позволяет и сегодня широко
использовать такие полицейские программы, как, например, канадские
"Соседский догляд" или "Схвати за руку". Схема действия последней та-
кова. Любой житель Оттавы, заметив чьи-либо подозрительные действия,
может позвонить в полицию и рассказать о своих наблюдениях. Если по-
дозрения окажутся верными и приведут к аресту преступника, источник
информации получит материальное вознаграждение. При этом гарантиру-
ется полное инкогнито, что снимает опасения относительно возможной
мести преступника: причитающуюся сумму можно востребовать в банке,
назвав индивидуальный номер, который выдается звонящему в полицию. В
Японии дисциплина, конформизм и глубоко укоренившиеся в обществе кор-
поративные традиции позволяет полиции и спецслужбам этой страны твер-
до рассчитывать на конфиденциальное информационное содействие практи-
чески любого гражданина. Отметим к слову, что для Руси более харак-
терна традиция сокрытия от властей воров и лихих людей, сочувствия и
помощи арестантам.
 Полицейские руководители в развитых странах исходят их того, что
в ряду специальных методов использование тайных агентов и осведомите-
лей является наиболее эффективной "техникой", в частности, в борьбе с
организованной и "беловоротничковой" преступностью, коррупцией, с


 - 3 -

террористическими организациями. В этих сферах от агентуры поступает
основная масса наиболее ценной и непосредственно относящейся к делу
информации. Недаром в среде американских полицейских популярна пого-
ворка: "Полицейский хорош настолько, насколько хорош его осведоми-
тель".
 "Осведомитель - решающее средство расследования,- утверждает аме-
риканский криминолог Дж.Уилсон (James Q.Wilson), долгое время иссле-
довавший деятельность двух весьма эффективных спецслужб США - ФБР и
ДЕА,- в феврале 1976 года я опросил 10 сотрудников ФБР, расследовав-
ших в общей сложности 86 криминальных дел, в половине из них исполь-
зовались осведомители, часть из них - в чисто информационных целях,
другие - в активных мероприятиях. Например, информатор помогал
преступникам организовать нападение на трейлер, в то время, как сот-
рудники ФБР держали ситуацию под контролем, готовые в любой момент
осуществить операцию по захвату".
 Как ни парадоксально, но несмотря на бурное развитие техники
электронного контроля значение агентуры, как эффективного средства
негласного расследования возрастает. Причина в том, что усложнение в
современном мире структуры социальных связей неизбежно ведет к усиле-
нию роли человеческого фактора. Это закономерно и для такой специфи-
ческой сферы, как оперативно-розыскная деятельность. Весьма характер-
но, что мартовские 1992 года слушания комитета по разведке палаты
представителей Конгресса США выявили тенденцию, свидетельствующую о
том, что основной упор в деятельности разведывательного сообщества
этой страны будет делаться на работу с агентами, а не технические
средства. С приходом Роберта Гейтса (R.Gates) на пост директора ЦРУ и
номинального руководителя всей разведывательной системы Америки, ак-
тивно развернулась работа по расширению агентурной сети. Бывший ди-
ректор ЦРУ, а ныне эксперт по вопросам разведки Ричард Хелмс
(R.Helms) в недавнем интервью выходящему в Париже журналу "Жен Африк"
высказался за более активное использование методов агентурного сбора
информации.
 Здесь самое время пояснить некоторые особенности специальной тер-
минологии. В практике американского Федерального бюро расследований,
некоторых иных правоприменительных ведомств этой страны, а также дру-
гих государств используются следующие понятия:
 1) конфиденциальный источник (confidential source) - лицо, пере-
дающее на конфиденциальной основе информацию, к которой оно имеет за-
конный доступ в силу своего объективного положения. Конфиденциальный
источник как правило не связан с преступным миром, предоставляет ин-
формацию, не нуждаясь в специальных стимулах. Конфиденциальным источ-
ником может быть, например, банковский служащий, сотрудник колледжа,
торговый работник, бизнесмен и так далее;
 2) осведомитель, информатор (Informant, Informer, технический
термин "Cooperating Individual" - CI) - любое другое лицо, передающее
ФБР информацию на конфиденциальной основе. Обычно это лицо, тесно
связанное с объектами негласного расследования и имеющее в этой связи
надежный доступ к оперативно-ценной информации. Чаще всего осведоми-


 - 4 -

тель - это непосредственный представитель преступного мира. Франк-
фуртский прокурор Г.Кернер, знаток уголовного мира отмечает: "У зако-
нопослушного, любящего порядок, щепетильного, осторожного и прямодуш-
ного человека нет шансов стать осведомителем ... Это означает, что
обычно у осведомителя за спиной успешная уголовная карьера или изряд-
ный опыт контактов с уголовниками".
 В ДЕА употребляют следующие термины:
 1) информатор I класса - представитель криминальной среды или ли-
цо, тесно связанное с этой средой. Обычно он сотрудничает сознатель-
но, но иногда используется и "втемную". Например уличный торговец
наркотиками может не знать, что совершает сделки с сотрудником ДЕА, и
таким образом непреднамеренно выводит его на оптового поставщика зап-
рещенного товара;
 2) информатор II класса - обычный гражданин. Например - сотрудник
отеля, информирующий о прибытии в город объекта оперативного внимания
или легальный торговец химическими препаратами, которые могут быть
использованы в производстве амфетаминов или барбитуратов.
 В процессе расследования полиция и спецслужбы широко и в разнооб-
разных формах пользуются помощью осведомителей: от простых разовых
заданий до участия в сложных и долговременных операциях. Наряду с
этим, к особо ответственным операциям привлекается особая категория
негласных сотрудников - "секретные агенты", особенно в тех случаях,
когда речь идет о получении не просто оперативной информации, а обви-
нительных доказательств для судебного процесса.
 В соответствии с "Указаниями генерального Прокурора США по тайным
операциям ФБР" 1987 года (Attorney Generals Guidelines on FBI
Undercover Operations) "секретный агент" - это штатный сотрудник ...
работающий под руководством и контролем ФБР в определенном расследо-
вании, чьи отношения с Бюро скрываются от третьих лиц в ходе операции
путем использования прикрытия или вымышленных установочных данных.
"Тайная операция" - операция негласного расследования, в которой
используется "секретный агент". В серьезных операциях обычно сочета-
ется участие "секретных агентов" и осведомителей. Нередко осведоми-
тель вводит в организацию агента, выступающего в соответствующей
обстоятельствам роли. "Тайная операция" обычно заканчивается судебным
процессом с агентом, выступающим в качестве главного свидетеля обви-
нения. В 1984 году министр юстиции США У.Смит (W.Smith) охарактеризо-
вал "тайные операции" как один из наиболее эффективных и успешных
инструментов расследования. "Во многих случаях,- подчеркнул он,- этот
инструмент является единственным методом борьбы со злом". Метод приз-
нан Конгрессом США исключительно эффективным оружием в борьбе с кор-
рупцией и организованной преступностью. Федеральное бюро расследова-
ний прибегает к помощи "секретных агентов" в криминальных расследова-
ниях с 1972 года. В 1973 - 74 г.г. они использовались примерно в 30
делах. К 1984 году количество таких расследований достигло 391, а
расходы составили 12 518 000 долларов. В настоящее время этот метод
применяют практически все ведомства системы охраны правопорядка США.
 Один из наиболее известных фактов такого рода, данные о котором


 - 5 -

были раскрыты в 1982 году - проникновение агента ФБР Джо Пистоуна
(Joe Pistone) в высшие слои "La Cosa Nostra", где он провел шесть
лет. В результате стало возможным судебное преследование ряда лидеров
американской мафии. Успешное внедрение агента было частично приоста-
новлено по причине опасений за его жизнь. Дело не в том, что он был
разоблачен преступниками, а в самом его успехе. Пистоун сыграл свою
роль так хорошо, что возникла опасность для него в борьбе с соперни-
чающей преступной группировкой. В 1987 году широкую огласку в прессе
получили результаты операции "Double Steel", проводившейся ФБР в шта-
те Нью-Йорк с целью выявления и разоблачения коррумпированных чинов-
ников. С миниатюрным звукозаписывающим устройством, спрятанным в
одежде, секретный агент, выступавший под именем коммерсанта Винни Си-
лона (Vinnie Silon), в течение двух лет 106 (сто шесть) раз предлагал
взятки должностным лицам штата, встретив всего один отказ, и то, по-
тому, что объект счел предложенную сумму недостаточной.
 Аналогичные методы применяет также французская полиция, в част-
ности "бригады сыска и захвата" - БРИ, сотрудники которых осуществля-
ют наблюдение за преступной средой изнутри. В Швейцарии в последние
годы в криминальную среду наряду с обычной агентурой внедряют штатных
сотрудников полиции, именуемых "taupe" - "крот". Венгерская полиция
располагает подразделениями глубоко законспирированных сотрудников,
специально подготовленных для работы в преступном мире. Оперативная
деятельность отдела "ОП" Гамбургского криминального ведомства основы-
вается на использовании т.н. "прикрытых сотрудников" ("verdeckte
vermittler") в криминогенной среде. Также действует специальные и по-
лицейские службы других стран.
 Обращает на себя внимание тенденция к расширению круга субъектов
и объектов применения современных технологий негласного расследова-
ния. Только в США, помимо полицейских органов различного уровня, мож-
но насчитать больше десятка федеральных ведомств, использующих методы
тайного розыска, и, прежде всего, агентуру. В их числе ФБР, ЦРУ, РУ-
МО, военная контрразведка, Агентство по борьбе с распространением
наркотиков, Бюро по контролю за алкоголем, табачными изделиями и ору-
жием, Служба иммиграции и натурализации, Служба внутренних доходов,
Служба Маршаллов, Береговая охрана, Таможенная служба, Секретная
служба Министерства финансов. По свидетельству профессора Garry
Т.Маrx, к специальным методам расследования все чаще прибегают также
федеральные ведомства, на первый взгляд весьма далекие от правоприме-
нительной деятельности. В своем исследовании "Undercover" профессор в
этой связи упоминает департаменты сельского хозяйства, внутреннего
жилищного и городского развития, администрацию правительственных
служб, комиссию по ядерному регулированию, комиссию по товарам и тор-
говле, некоторые комитеты Конгресса, а также ведомство, занимающееся
вопросами потребления, здоровья и защиты окружающей среды, агенство
по транспортным средствам и др.
 Сферы применения этих методов также весьма разноообразны. Так,
например Лесная служба США в 1985 году сообщила о своем плане борьбы
с незаконными посевами марихуаны, который включает использование 500


 - 6 -

специальных агентов. В июне 1990 года служащий американской электрон-
ной компании "Плюм текнолоджи" Р.Хоффман был арестован в международ-
ном аэропорту Лос-Анджелеса при попытке получить чек на сумму 150
тыс.долларов от агентов таможенной службы Соединенных Штатов, выда-
вавших себя за посредников компаний ЮАР. Хоффману предъявлено обвине-
ние в незаконной продаже за рубеж секретной технологии.
 В печать попали сведения о методах борьбы с таким видом мораль-
но-нравственной преступности, как вовлечение детей в порнобизнес
с применением шантажа и насилия. Поскольку преступления такого рода
обычно совершаются в приватной обстановке, полиция широко использует
для их раскрытия наружное наблюдение, специальную электронную техни-
ку, видео- и звукозапись, практикует внедрение агентуры в соот-
ветствующую среду.
 Летом этого года ФБР США завершило крупномасштабную операцию по
раскрытию мошенничества в сфере медицинского обслуживания населения,
в результате которой было арестовано более 100 человек в 52 городах
страны. При этом ФБР использовало многочисленную агентуру в колониях
различных национальных меньшинств для получения сигнальной информа-
ции, контроля за обстановкой, ведения разработок.
 В последние годы в большинстве высокоразвитых стран Запада в за-
конодательном порядке были наделены полномочиями правоохранительных
органов налоговые ведомства. В их структуре имеются службы фискально-
го сыска, использующие в финансовых и налоговых расследованиях формы
и методы работы, характерные для полиции и контрразведки: скрытое
наблюдение, задержание, обыски и аресты; перлюстрация корреспонденции
и прослушивание телефонны разговоров; применение оперативной техники
и конспиративной звуко- и видеозаписи; привлечение агентуры и платных
информаторов.
 Так налоговое ведомство США - (Internal Revenue Service) имеет
право проводить специальные операции и использовать институт секрет-
ных помощников. Объектами негласных расследований IRS стали крупные
бизнесмены, банкиры и менеджеры, судьи и прокуроры, военнослужащие,
выборные должностные лица, профсоюзные лидеры и руководители различ-
ных общественных организаций, а также государственные служащие всех
уровней и представители различных структур местной исполнительной
власти.
 Финансово-налоговой инспекции ФРГ (Steuerfahndung) также пре-
доставлено право перлюстрации почтовой корреспонденции, прослушивания
телефонных разговоров, использования специальных оперативно-техни-
ческих средств и негласных информаторов.
 Чем руководствуются спецорганы, определяя необходимое количество
осведомителей? Из открытых исследований некоторых американских крими-
нологов известно, что, например, в ДЕА не предусмотрено количествен-
ных квот по агентуре. Расследование дел в сфере борьбы с наркобиз-
несом невозможно без активного использования агентов, поэтому в
штаб-квартире этого ведомства вполне резонно судят о качестве аген-
турной работы любого территориального отделения по количеству успешно
расследованных дел. В ФБР в отличие от ДЕА контроль за использованием


 - 7 -

агентуры более централизован. В течение многих лет это ведомство
стремилось поддерживать высокий количественный уровень осведомителей
путем введения определенных квот их наличия в оперативных подразделе-
ниях. Руководители отделений ФБР, допустившие общее снижение коли-
чества агентуры, могли подвергнуться суровой критике со стороны
инспекторов центрального аппарата. Зачастую такой подход порождал на-
рушения в статотчетности, или говоря более понятным нам языком - при-
писки.
 Отметим также, что в инструкциях для ФБР указывается о необходи-
мости сведения к минимуму использование осведомителей или конфиденци-
альных источников в расследовании дел, связанных с обеспечением внут-
ренней безопасности страны.
 Но это сведения общего характера. Конкретные количественные ха-
рактеристики агентурно-осведомительской деятельности полиции и спецс-
лужб всегда считались строго конфиденциальными сведениями и ни одно
уважающее себя государство не позволяет без особой на то надобности
предавать гласности соответствующую информацию. Поэтому реально оце-
нить масштабы такой деятельности весьма сложно, если вообще возможно.
Остается лишь довольствоваться отдельными фактами и сообщениями.
 Так например, только в Чикаго, по признанию ФБР, за период с 1966
по 1976 г. было нанято 5145 платных политических осведомителей. Они
обошлись в 2.5 млн.долл. Но эти данные не включают целую армию осве-
домителей, работавших "по сыску красных" в чикагском полицейском уп-
равлении. Не включены сюда и осведомители иных полицейско-разведыва-
тельных органов - федеральных и штатов, работавших совместно с ФБР, а
также осведомители, используемые в этом городе в других сферах право-
охранительной деятельности.
 За два с половиной года Комитет граждан по вопросам полицейских
репрессий (Лос-Анджелес) обнаружил проникновение в организацию не ме-
нее шести тайных агентов полиции. Так, полицейский агент Д.Одом про-
работала в Комитете более двух лет и за это время постепенно добра-
лась до руководящего поста - стала секретарем организации. Агентом
оказался и С.Соломон - один из руководителей Национального союза про-
тив рассовых и политических репрессий.
 Только в одной операции по борьбе с коррупцией и организованной
преступностью "АБСКАМ", которая охватывала территорию трех амери-
канских штатов, участвовало до 100 агентов и осведомителей. Она про-
должалась около двух лет и стоила примерно 800 тыс.долл.
 Полицейские ведомства западных стран не скрывают, что активно
вербуют осведомителей из числа прислуги, врачей и медсестер, служащих
различного рода увеселительных заведений, водителей такси, служащих
гаражей и иных лиц, которые, по ее мнению, вероятнее всего, могут
иметь контакты с представителями преступного мира. Однако наибольшую
ценность представляют, осведомители, связанные с преступным миром не-
посредственно.
 Территориальное отделение ДЕА, работу которого изучал James
Q.Wilson, в течение года арестовало 234 человека по делам о наркобиз-
несе и 11 из них завербовало в качестве осведомителей. Всего же за


 - 8 -

этот год отделением было завербовано 72 осведомителя, из них - 43
добровольцы (желающие заработать, родственники наркоманов, стремящие-
ся отомстить наркодельцам, продавцы наркотиков, надеящиеся устранить
таким образом своих конкурентов на ниве наркобизнеса и патриотичес-
ки-настроенные граждане).
 Хотелось бы остановиться еще на одном из важнейших аспектов
использования агентурного метода - гарантиях конфиденциальности.
 В "Циркуляре по использованию осведомителей и других информато-
ров" (ФРГ) говорится: "При выполнении своих задач в сфере обеспечения
безопасности и уголовного преследования полиция опирается и на такую
информацию и показания населения, которые могут быть добыты только
при соблюдении гарантий конфиденциальности". И далее: "... предостав-
ление гарантий конфиденциальности и использование осведомителей соот-
ветствует требованиям практики. Это является принципиально признанным
в судебной практике и юридической литературе государственно-правовым
средством безопасности и уголовного преследования".
 В учебнике для полицейских "Техника допроса" профессора Франк-
фуртского университета Фридриха Геердса подчеркивается: "При каком бы
то ни было участии в деле агента-осведомителя самое лучшее - не упо-
минать в материалах даже самого этого факта". Генеральный прокурор
ФРГ доктор Гайсер заявил: "В интересах государства всячески охранять
от демаскировки с таким трудом созданную, опутывающую преступные
группировки информационную паутину". Эти цитаты достаточно ясно отра-
жают главную официальную линию властей в данном вопросе, и не только
в Германии.
 Чтобы помочь полиции в защите такого рода источника разведыва-
тельных данных, как осведомители, Верховный суд США сформулировал ос-
новные положения, которые сводятся к следующему. Привилегия осведоми-
теля - это привилегия правительства не разглашать сведения о лицах,
которые предоставляют полиции информацию о нарушениях закона. Цель
привилегии - обеспечение и защита интересов общества в области испол-
нения закона. Суд при этом исходил из обязанности граждан сообщать о
совершенных, совершающихся, а также готовящихся преступлениях и из
обязанности соответствующих государственных органов, сохраняя аноним-
ность граждан, поощрять их к выполнению этой обязанности.
 В 1982 году Конгресс США принял поправку к закону о национальной
безопасности 1947 года, которая предусматривает строгую уголовную от-
ветственность за разглашение фамилий негласных сотрудников и осведо-
мителей ФБР, внедренных в преступные организации.
 В практической деятельности ФБР твердо придерживается правила
никогда не "сжигать" агента, за исключением особых случаев, когда не-
возможно привлечь к ответственности преступников, если агент не выс-
тупит в суде на стороне обвинения. Причем делается это исключительно
с согласия агента и с санкции высших чинов ФБР. Руководитель одного
из подразделений ФБР, занимающегося борьбой с организованной преступ-
ностью отметил: "Мы гарантируем анонимность информаторов. Иногда ради
их защиты приходится даже отказываться от реализации крупных и перс-
пективных дел". Такая позиция объясняется тем, что появление агента в


 - 9 -

суде лишает спецслужбу полезного оперативного источника. Наряду с
этим гарантия абсолютной анонимности - существенный аспект для прив-
лечения к сотрудничеству будущих осведомителей. "Люди знают, что они
могут доверять нам": говорит представитель данного ведомства.
 Защите полицейских каналов конфиденциальной информации способс-
твует также федеральный закон, направленный против попыток какими-ли-
бо средствами помешать кому бы то ни было сообщить властям информа-
цию, которая касается нарушения любого уголовного закона США (18 USC,
§ 1510).
 Еще один важный вопрос - обеспечение правовых гарантий. Главная
сложность заключается в том, что осведомитель или агент, внедренный в
преступную группировку, так или иначе может быть вовлечен в противоп-
равные действия. Он не сумеет добыть необходимых сведений, если не
является интегрированным элементом преступного сообщества, не пользу-
ется полным доверием в этой среде, не терпящей нейтральных наблюдате-
лей. В преступные замыслы посвящаются только лица, участвующие в их
подготовке или реализации.
 Изучение западных публикаций позволяет выделить в этой проблеме
два основных аспекта. Первый из них отражает необходимость освобожде-
ния от уголовной ответственности (или ее смягчения) за 1ранее совер-
 1шенное 0преступление привлекаемого к негласному сотрудничеству участ-
ника преступного сообщества. Второй касается определения законода-
тельным путем 1пределов и обстоятельств возможного участия 0агента в
незаконных действиях преступников в ходе выполнения им заданий опера-
тивного органа.
 Смягчение или даже освобождение от наказания - существенный сти-
мул, побуждающий преступника оказать содействие правоохранительным
органам. "Самосохранение - главный закон природы, - пишут американцы
Harney M.L. и Cross J.C. в своем известном исследовании об агентурной
работе,- поэтому мы вправе ожидать благоприятной эмоциональной реак-
ции будущего агента по отношению к целям оперативной разработки, если
есть вещи, которых он боится, например, угроза уголовного наказания."
В США существует вполне обоснованное мнение о том, что без применения
соответствующих законных актов и в частности правовой конструкции
главного свидетеля обвинения (из числа раскаявшихся членов мафии), не
удалось бы нанести по организованной преступности решающих ударов.
Данные обстоятельства активно используются в оперативной деятельнос-
ти. Например, James Q.Wilson, ознакомился с делами 39 осведомителей,
завербованных одним из территориальных отделений ДЕА и обнаружил, что
20 из них сотрудничали в надежде избежать уголовного наказания или
смягчить его (из остальных 9 работали чисто за вознаграждение, двое
по идеологическим мотивам - антикастровские активисты, один надеялся
заработать американское гражданство, а остальные - добропорядочные
граждане, которые сотрудничали, вдохновленные идеей искоренения тако-
го зла, как наркомания).
 Правовые нормы, одобряющие деятельное раскаяние, применяются и в
ряде других стран. Характерно, что международный семинар по вопросам
борьбы с организованной преступностью, состоявшийся в 1991 году у нас


 - 10 -

в г.Суздале, рекомендовал в качестве действенной меры создавать "воз-
можности освобождения рядовых преступников от уголовного преследова-
ния за их действия в интересах изобличения лидеров организованных
преступных групп".
 Второй аспект проблемы характерен для уже действующих осведомите-
лей и "секретных агентов". Согласно инструкциям ФБР, негласный сот-
рудник ставится в известность, что связь с Бюро не защитит от ареста
или судебного преследования за нарушение закона за исключением тех
случаев, когда Федеральное бюро определит, что участие данного лица в
деятельности, которая в иных условиях считалась бы преступной, оправ-
дано. В каких же случаях противоправные действия негласного сотрудни-
ка могут быть признаны полезными для общества? Обратимся к "Указаниям
генерального Прокурора США по тайным операциям ФБР" (1987 г.):
 Официальное лицо не может рекомендовать или одобрить участие
секретного сотрудника или осведомителя в незаконной деятельности, по-
ка такое участие не оправдано в интересах:
 а) добывания информации или доказательств, необходимых для прио-
ритетных целей судебного преследования;
 б) установления или поддержания правдоподобности прикрытия с ли-
цами, связанными с расследуемой преступной деятельностью;
 в) предупреждения или избежания опасности смерти или серьезного
ранения.
 Участие в деятельности, которая согласно закону считается серьез-
ным преступлением (кроме скупки и продажи краденных и контрабандных
товаров) заранее санкционируется руководством ФБР. Для участия в
скупке и продаже краденных и контрабандных товаров и других мелких
правонарушениях достаточно письменной санкции начальника местного от-
деления ФБР.
 Если неожиданно возникают непредусмотренные ситуации, влекущие
необходимость участия агента в серьезном преступлении (фелонии), он
должен немедленно проконсультироваться со специальным агентом (руко-
водитель территориального подразделения ФБР) и последний может санк-
ционировать такое участие. Если консультация невозможна и при этом
возникает серьезная угроза жизни и физической безопасности (включая
разрушение собственности путем взрыва или поджога) агент может са-
мостоятельно принять решение об участии в преступных действиях.
 Если говорить об общем отношении западных юристов к данной проб-
леме, то в качестве иллюстрации можно привести высказывание
Дж.Вильсона: "Агентство по борьбе с распространением наркотиков внед-
ряя агента в организацию, занимающуюся нелегальным распространением
наркотиков, должно быть готово к тому, чтобы позволить последнему по-
купать и продавать наркотики и возможно быть вовлеченным в насильст-
венные действия ... Такое поведение агента,- подчеркивает Вильсон,-
не только не противоречит закону, оно будет и морально оправданным".
 Такие подходы подкреплены американскими правовыми нормами. Уго-
ловное право США дает возможность агенту изображать из себя соучаст-
ника в ряде ситуаций без опасения быть привлеченным к уголовной от-
ветственности. Для этих целей существует институт ложного или мнимого


 - 11 -

соучастия.
 Ложным соучастником (Feigned Accomplice) признается тот, кто по
указанию полицейского чиновника или по собственной инициативе изобра-
жает из себя соучастника преступления с тем, чтобы раскрыть совершаю-
щего преступление и оказать помощь в его преследовании. Американское
уголовное право исключает ответственность "ложного соучастника",
поскольку в его действиях отсутствует преступное намерение и он не
является виновным в совершении преступления. Более того, право США
допускает при определенных условиях провокационные действия со сторо-
ны агента, то есть действия по склонению лица к совершению преступле-
ния с целью привлечения его к уголовной ответственности.
 Провокация как метод деятельности правоохранительных органов США
делится на "правомерную" и "неправомерную". Система критериев, опре-
деляющих "правомерность" провокации, дает возможность на законном
основании провоцировать лиц, "предрасположенных" к совершению
преступления. Если агент с целью возбуждения уголовного преследования
побуждает объекта к совершению преступления, которое тот не намере-
вался совершить, его действия рассматриваются как "вовлечение в ло-
вушку" (entrapment) и объявляются противоправными. Однако адвокату,
защищающему преступника в суде, доказать факт "вовлечения в ловушку"
очень непросто ибо право США не определяет четкой границы между про-
вокацией и правомерными действиями агента. Утверждение, что имела
место неправомерная провокация, может иметь значение лишь в том слу-
чае, если будет установлено, что сотрудник правоприменяющего органа
или осведомитель оказали "давление", побуждая обвиняемого совершить
преступление. В свою очередь последний обычно оказывается в весьма
затруднительном положении, так как вынужден доказать, что без такого
давления не нарушил бы закона. Отметим, что провокатор не привлека-
ется к ответственности независимо от характера провокации (в случае
"неправомерной" провокации лицо, ей подвергшееся, освобождается от
уголовной ответственности).
 Характерная для западных юридических систем тенденция к пре-
доставлению подозреваемому лицу возможности совершить преступление
под контролем правоприменительного органа с целью его изобличения,
предельно четко выражена в словах франкфуртского специалиста по уго-
ловному праву Клауса Людерсена: "Оберегать склонных к уголовным
преступлениям лиц от окончательного падения - злоупотребление, несов-
местимое с уважением человеческого достоинства и противоречащее соци-
альным задачам государства". В переводе с немецкого бюрократического
языка это, по всей видимости, будет звучать так: "Вор должен сидеть в
тюрьме!.

Адашкевич Ю.Н. Выступления в рамках "круглого стола" "Органи-
зованная преступность-2" // Под.ред. А.И.Долговой, С.В.Дьякова /
Криминологическая Ассоциация. - М., 1993.- С.208-220;

Поиск

Опрос
голосование на сайт

Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Посетители

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный конструктор сайтов - uCoz